Геноцид Русов
Информация о многовековом, тотальном геноциде русского и других коренных народов России
Геноцид
Экология

Радиоактивная Москва

Олег Ларин, 15 апреля 2010
Просмотров: 13592
Радиоактивная Москва
В Москве было 126 атомных установок, сейчас их число сократилось до 36. Но не из-за того, что кто-то их ликвидировал, дезактивировал и вывез топливо. Они просто сдохли. То есть, установка не работает, а внутри неё – топливо...

Дмитрий Стешин

Радиоактивная Москва

За что уволили «атомного» инспектора?

В конце апреля в Москве проходил экологический семинар, посвящённый безопасности десятка атомных объектов, работающих, чуть ли не в центре столицы. Едва семинар закончился, информ-агентство ТАСС распространило любопытную информацию. Валерий Рожнов, инспектор федерального агентства, заявил:

– В Москве, в настоящий момент, действуют 11 исследовательских реакторов... (остальные остановлены, но топливо из них не вывезено. – Д.С.). Часть из них работает на базе столичных высших учебных заведений, где создать условия для эффективного контроля за производством радиоактивных материалов – довольно сложно.

И дальше:

– Продукция критического стенда (физический реактор малой мощности. – Д.С.) МИФИ представляет угрозу, в случае попадания её в руки террористов.

Также, Валерий Рожнов рассказал о неудовлетворительном техническом состоянии атомных установок.

Корреспондент «Комсомолки» связался с Федеральной службой по атомному надзору, чтобы получить комментарий из первых рук. Да, не тут-то было! По словам пресс-секретаря Ольги Желновой, Валерия Рожнова уволили на следующий день, после семинара, так как «он затронул вопросы, находящиеся вне его компетенции».

Интересно, какие же тогда вопросы находятся в компетенции инспектора по атомному надзору?

На просьбу встретиться с руководством Федеральной службы, пресс-секретарь сообщила, что «руководство занято, в ближайшие месяцы встретиться не сможет, а в информагентство ТАСС уже направлено опровержение.

Реакторы дохнут от старости

Рабочие телефоны Валерия Рожнова не отвечали, в телефонной базе Москвы его домашнего номера не оказалось. Но московские экологи помогли связаться с другим специалистом-атомщиком, бывшим начальником инспекции Госатомнадзора России Владимиром Кузнецовым.

– Рожнов? Это же – мой преемник, он меня сменил на инспекторском посту десять лет назад. Только его никто не увольнял. Он, через два дня после того семинара, ушёл на пенсию.

– То есть, это было прощальное заявление?

– Выходит, что так, терять ему было нечего. А в целом, он не сказал ничего криминального. Всё это специалисты знают. Известно, что в Москве работает самый старый реактор в мире – ещё с 1946 года. Правда, его владельцы говорят, что он – очень маленький, карманный, зато, стоит он в сотне метров от жилых кварталов, в центре мегаполиса. Под выборы, мэр очень любит говорить о выводе промзон из Москвы, но ни слова не говорит об атомных установках. А если кто скажет вслух, то человека сразу бьют по рукам. Я за время работы инспектором закрыл 12 атомных установок в Москве, после этого, меня сменил Валерий Рожнов. Он показался сговорчивее, что ли...

– Сколько атомных установок в Москве?

– Было 126, сейчас их количество сократилось до 36. Но не из-за того, что кто-то их ликвидировал, дезактивировал и вывез топливо. Они – просто сдохли. То есть, установка не работает, а внутри неё – топливо. Самое опасное, что большинство столичных реакторов строились в 60-70 годах, когда отсутствовала нормативно-техническая база по безопасности. При этом, использовалось не специально сделанное и спроектированное оборудование, а стандартные образцы. Например, теплообменники были обычные, предназначенные для химической промышленности. Авария может случиться в любую минуту. На других действующих установках работают люди 50-70-ти лет! Я сам – бывший старший инженер управления реактором 3-го блока Чернобыльской станции и знаю, что это значит. В таком возрасте реакторами не управляют!

Ещё один момент – склад радиоактивных отходов на территории РНЦ «Курчатовский институт». Площадь хранилищ – 2 гектара, заполнение их началось с середины 40-х годов. Всего там лежит 200 тонн отходов высокой суммарной активности. Примерно, 3 миллиона кюри. Для сравнения, в Чернобыле было 20 миллионов кюри, которые изгадили пол планеты.

Ещё в Москве есть 1500 предприятий, использующих источники ионизированных излучений и радиоактивные материалы. Мне кажется, «зачистку» Москвы от промзон и заводов нужно начинать с атомной энергетики. Случится беда – из Москвы никто не уйдёт.

Что будем делать?

Ситуация с реакторами в столице – загадочна, и никакой единой интенсивной программы по расчистке Москвы от «мирного атома» нет и в помине. По предварительным подсчётам, суммы, необходимые для «дезактивации» столицы нужны огромные, и если их всё-таки выделят, за этими деньгами нужен жёсткий контроль, хотя бы городских властей. Просто, хозяева реакторов, в отличие от горожан, в их ликвидации совсем не заинтересованы.

Например, Курчатовский институт, якобы, не хочет выводить свои реакторы из города, потому что сразу же потеряет свой «атомный статус» и научный авторитет. В другом городском НИИ, который чуть ли не в центре столицы производит радиоактивные материалы для онкологической медицины, тоже не хотят расставаться с атомной установкой. Изотоп «технеций» можно спокойно делать и в других российских «атомградах», но москвичи не согласны терять прибыль.

Но самое главное – все столичные атомные установки находятся под контролем военных и являются федеральной собственностью. Их общественный мониторинг – невозможен, достаточно вспомнить судьбу экологов Пасько и Никитина. А ведомственный контроль, обычно, подчинён интересам ведомства.

Та же прокуратура стала искать виновника выброса изотопа йод-131 (см. «Хроника столичных чернобылей») ровно через неделю, после того, как изотоп распался. Вместе с изотопом, испарились и виноватые.

По слухам, на реконструкцию или ликвидацию реакторов и стендов выделяются деньги по специальным статьям бюджета, вот только статьи эти – секретные и проверить расходование средств имеют право всего шесть человек во всей России.

Другое мнение

Федеральная служба по атомному надзору сообщает:

В настоящее время на территории Москвы находится 10 исследовательских реакторов, предназначенных для фундаментальных научных исследований, учебных и медицинских целей. Два из них находятся в стадии снятия с эксплуатации, один – в стадии консервации. Состояние ядерной и радиационной безопасности исследовательских ядерных установок Москвы находится под постоянным контролем органов надзора и регулирования и оценивается, как удовлетворительное. Радиационных инцидентов за время существования Госатомнадзора России не происходило.

Хроника Столичных Чернобылей

1950-1953 гг. Жидкие радиоактивные отходы сбрасывались в Москву-реку напротив стадиона «Октябрь».

1971 г. РНЦ «Курчатовский институт». Две ядерные аварии с выбросом радиоактивных веществ. Погибли два человека, переоблучены – четыре.

1989 г. Там же, на исследовательском реакторе ИР-8, произошёл разрыв теплообменника и истечение теплоносителя в здание, где стоял реактор.

1990 г. Выброс фтора на Каширском шоссе. Виновник, предположительно, один из НИИ Минатома России.

2002 г. В Москве в 200 точках зафиксирован выброс радиоактивного изотопа йод-131. Выбросы проходили три раза, с интервалом в месяц. Источник выбросов не найден.

Дмитрий Стешин, Составитель карты – Владимир Кузнецов

Источник – «Советник» – путеводитель по хорошим книгам.

Поделиться:

Рекомендуем также почитать




 

 
Николай Левашов
 


Геноцид Русов

 



RSS

Архив

Аудио

Видео

Друзья

Открытки

Плакаты

Буклеты

Рассылка

Форум

Фото

Видео-энциклопедия по материалам Николая Левашова