Геноцид Русов
Информация о многовековом, тотальном геноциде русского и других коренных народов России
Геноцид
Беззаконие

Нью-Сколково: глупость или умысел?

Елена Любимова, 05 сентября 2010
Просмотров: 6060
Нью-Сколково: глупость или умысел?
Чиновничество явно выполняет чужой заказ: закопать бюджетные деньги куда угодно, лишь бы они не достались русскому народу. Для этого выдумывается множество фантастических проектов, разумность которых вызывает большие сомнения...

«Силиконовая долина» в Нью-Сколково

Олег Сергеев

Мессидж из Нью-Васюков

Системы планирования и разработки федерального бюджета у нас подменили тиражированием различных нацпроектов. Посредством этих проектов, зачастую не имеющих внятной цели, но под звучным брендом, поглощаются и закапываются в песок деньги налогоплательщиков.

Недавно к глобальным замыслам прибавился ещё один – «Силиконовая долина» в Сколково. Через 3-7 лет там, по замыслам, должен раскинуться «ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий». В интернациональном научном городе начнут жить и работать 2-3-4 Нобелевских лауреата, что должно сформировать, по мнению замруководителя Администрации Президента РФ Владислава Суркова, за 10-15 лет среду для «чуда» – необратимой «цепной реакции» и «волн изобретений российского происхождения». «Наша задача – построить новый дом с новой экономикой. И для этого иногда полезно вырваться в “чистое поле”», – уверен кремлёвский чиновник.

Текущую работу будет вести специальный орган, включающий «отечественные структуры, институты развития, научные и образовательные учреждения». К ним присоединятся крупные авторитетные международные партнёры, присутствие которых в этом проекте критически важно, так как они станут «прямой коммуникацией с глобальной экономикой, с мировым научно-техническим сообществом самого высокого уровня».

Кое-кто сравнивает масштаб замысла с планом ГОЭЛРО и атомным проектом. Но скептики ещё помнят о героях и прожектах иных времён. Минуло 83 года с той поры, как мир узнал о великом комбинаторе Остапе Бендере, уступившем пальму первенства Сколково. В его проекте шахматная мысль превращалась в прикладную науку изобретения способов международных сообщений, а уездный городок – в столицу земного шара – Нью-Васюки, где гостят чемпион мира Капабланка, Алёхин и Ласкер. И уже «лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетарный шахматный конгресс». В отличие от «чистого поля» российской Силиконовой долины, источником вдохновения и финансовых ресурсов концессионеров был «Шах-клуб четырёх коней».

Подопытные кролики

Точная формулировка цели, постановка задач, определение целевых направлений деятельности и потребных ресурсов невозможны без видения ожидаемых результатов. Такой подход, именуемый программно-целевым, исключает в принципе сценарий «чистого поля» с его коррупционными откатами, безответственностью и безнаказанностью за провал проекта.

Успехи грандиозных проектов прошлого столетия были связаны с учёными с мировыми именами, выпускниками ЛГУ Василием Леонтьевым и Леонидом Канторовичем, стоявшими у истоков экономического программирования. Провал же зимней Олимпиады был запрограммирован целью, заявленной Леонидом Тягачёвым: «Ванкувер – это репетиция Игр в Сочи».

Притчей во языцех стало упорство Минобороны в достижении псевдоцели – оснастить ВМФ ненадёжной и небезопасной ракетой «Булава», и нежелание признать ошибочность поставленной цели создать «с нуля», в «чистом поле» технологий морского ракетостроения, универсальное земноводное изделие. Абсурдность этой цели ещё десять лет назад доказали учёные и специалисты.

Ради внедрения ЕГЭ с нереальной целью совместить школьные и вузовские испытания, была перевёрнута вся традиционная система образования России. Результаты ЕГЭ настолько ошеломили западные страны, что они поспешили отказаться от своих тестов и выделить средства для ликвидации последствий их применения.

Создаётся впечатление, что история выбрала Россию в качестве экспериментальной площадки и подопытного кролика для опытов с вивисекцией жизненно важных органов. Мизерные гранты за проведение опасных опытов зарубежные партнёры окупают сторицей получением бесценной информации.

Бюрократическая вертикаль

Наука, технологии, коммерциализация, «чудо» в «чистом поле», ожидание прибытия международных партнёров и Нобелевских лауреатов – всё смешалось, как в доме Облонских, в проекте «Силиконовая долина» в Нью-Сколково. Реальную цель, которая упорно замалчивается, можно установить по задачам, сформулированным руководителем проекта Виктором Вексельбергом.

Первая – построить в короткие сроки новый город с бизнес-ориентированными объектами и жильём. Очевидно, что в столь короткие сроки установить, отладить и ввести в строй научно-лабораторную базу «Силиконовой долины» – сюжет для Остапа Бендера. И этого не может не знать инженер с 10-летним стажем работы и бывший завлаб ОКБ по бесштанговым насосам, ныне глава группы компаний «Ренова», Виктор Вексельберг.

Вторая задача – создать с участием мировой научной элиты творческий коллектив для генерации полезных знаний в установленных областях деятельности. Каких? Нетрудно определить – по точкам соприкосновения коммерческих интересов Вексельберга с объявленными научными и технологическими приоритетами.

Известно, что прораб Нью-Сколково – владелец крупных пакетов акций инновационного бизнеса в швейцарском машиностроительном концерне Sulzer и в группе Oerlicon – производителе станочного оборудования, солнечных энергетических модулей, автомобилей, компьютеров, ракет, нефтяных платформ и шин. На исследования Oerlicon тратит 300 млн. долл. в год (5% своего оборота). Заказчиком Oerlicon выступают известные европейские, американские и японские автомобильные, аэрокосмические и электронные корпорации.

В отличие от корпораций Боинг и Эрбас, привлекающих молодых российских специалистов к инжинирингу, Вексельберг и Чубайс намерены организовать трансферт инновационных идей для высокотехнологичных предприятий Запада, в том числе, принадлежащих российскому бизнесу. В России на рынке новых идей будет представлено до четырёх тысяч научных организаций. Чтобы отделить зёрна истины от плевел лженауки потребуется создать фильтр из объективных экспертов, коих во всём мире остаётся всё меньше и меньше.

Корректным способом проверки достоверности открытий всегда служило повторение результатов исследований в других научных центрах. По всей видимости, для Нью-Сколково как раз и отводится роль аппарата рассылки и выбивания отзывов из научных структур всего мира со всеми прелестями коррупционных схем, где ценную мысль без труда может закопать не только отечественный академик, но и зарубежный Нобелевский лауреат.

Глубина философских суждений Великого комбинатора поражает: «Идея, товарищи, – это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму». Идея может выражаться и в форме конструкции, художественного произведения и организационной структуры. По этой логике, идея Нью-Сколково в форме наукограда перерастает в форму бюрократической вертикали, для «ручного» управления которой потребуется новая армия чиновников, тормозящих науку и технологии.

Инвестиций без инноваций

Определяя стратегию развития отрасли, президент «Объединённой авиастроительной корпорации» (OAK) Алексей Фёдоров высказал ключевую идею: «Главное – отказаться от попыток догнать Запад по проторенной тропе, обрекая себя на вечное отставание и повторяя не только чужие успехи, но и ошибки. А вместо этого надо “срезать угол” и обойти глобальных конкурентов на вираже».

Как справедливо отмечал директор НТЦ по ядерной и радиационной безопасности Борис Гордон, «во всём мире развитие большинства технологий происходило для удовлетворения потребностей человека, расширения его возможностей и облегчения существования широкого круга лиц, а в СССР вопросы технологического развития решались очень узким кругом лиц, имевших право действовать от имени государства. Собственно, этим-то и обусловлен проигрыш СССР в неравной борьбе с западным миром в области автомобилестроения, компьютерных и информационных технологий».

Сегодня в России вновь повторилась ситуация с многомиллиардными инвестициями в госкорпорации, нечувствительные к потребностям страны. «Отлитый в граните» приговор инновационно и технологически некомпетентным менеджерам был вынесен Президентом РФ на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Неотразим аргумент руководителя концерна «Наноиндустрия» Михаила Ананяна: «Никто лучше профессионалов, знающих проблематику ведомства изнутри, не решит, как эффективнее расходовать средства, в развитие какой отрасли на каком конкретном предприятии нанотехнологии дадут решающий результат».

По вине «очень узкого круга лиц» из Минобрнауки, Минэкономразвития и Госдумы, посчитавших излишней независимую экспертизу, принятие пакета законов об инновационной экономике, включая определения, что означают инновации, инновационная деятельность и национальная инновационная система, растянулось на долгие годы.

При отсутствии понятий «энергосберегающая технология» и «инновации», область применимости ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сузилась до инструкции по бытовым счётчикам энергии.

Тридцать лет назад в рамках комплексной программы научно-технического прогресса министерства оборонных отраслей промышленности СССР попытались осуществить прорыв в индустрию высоких технологий. По американскому образу был сформирован перечень приоритетных технологий, в том числе элементной базы электроники – основы компьютеризации страны.

Потерянные напрасно годы и ресурсы показали, что кроме научно-технических знаний для обеспечения конкурентоспособности экономики необходима гуманитарная и социальная компетентность, «оживляющая» технологию, интегрирующая различные сферы образования, науки и производства, исходя из потребностей человека и общества в целом.

Настала пора понять, что русский язык и литература решают не только задачи информации, но и формируют мысли и аппарат подготовки и принятия решений.

Корни провалов в экономической, военной, внешней, научно-технической и других направлениях политики, аварий и катастроф, изначально были на бумаге. Точнее сказать, на бумаге не было того, что требовалось заблаговременно продумать, изложить, согласовать, а, главное, язык документов оставался непонятным рядовым исполнителям и управленцам.

То обстоятельство, что прошлое позволяет моделировать сложнейшие, противоречивые ситуации, делает историю незаменимым инструментом научного прогнозирования во всех областях деятельности человека. А забытый сегодня историко-логический подход обеспечивает «стыковку» фактов в единую информационную платформу для принятия и политических, и технических решений. Наличие подобной платформы и организация прогнозных исследований обеспечили, к примеру, создание сотен модификаций самолётов различного назначения.

Потребность в «опережающем отражении» обычно возникает после неудачи проекта, аварий и катастроф. Головной болью всех ветвей власти стала морская ракета «Булава», которую Московский институт теплотехники (МИТ) попытался протащить через игольное ушко заделов наземной стационарной системы оружия. Провал «Булавы» показал: создание инновационного проекта, имеющего более высокие характеристики, с нуля невозможно. Ещё раз это правило МИТ подтвердил, «наградив» Москву проблемами монорельсовой дороги.

Единая конструкторско-технологическая платформа позволила ГРЦ им. Макеева реализовать ряд инновационных проектов, в том числе первой межконтинентальной морской твердотопливной баллистической ракеты Р-39 (Тайфун). Тенденции инновационного развития ведут к использованию морских ракет в качестве космических носителей.

Инновационная сеть ракетного оружия, по словам Генерального конструктора ГРЦ им. Макеева Владимира Дегтяря, охватила и открыла второе дыхание кораблестроению, навигации, связи, боевому управлению, всей наземной инфраструктуре обеспечения эксплуатации ракетных комплексов.

Брешь в сети пробила архаичная административная система госуправления и выделения финансовых средств на крупные проекты национального масштаба. Отказ от мирового опыта программирования породил структуротворчество, хотя ещё один госорган, по числу которых на душу населения мы впереди планеты всей, не решит проблему эффективности управления.

В условиях, когда не отработан правовой механизм передачи организациям-разработчикам либо иным хозяйствующим субъектам прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, и законодательно не установлено понятие «технология», известность отечественные инновации получают сегодня в основном благодаря судебным искам о незаконной передаче сведений о них иностранным компаниям.

Олег Сергеев, кандидат технических наук, полковник, эксперт Всероссийского фонда образования, 30.04.2010.

«Промышленные ведомости»

Поделиться:

Рекомендуем также почитать




 

 
Николай Левашов
 


Геноцид Русов

 



RSS

Архив

Аудио

Видео

Друзья

Открытки

Плакаты

Буклеты

Рассылка

Форум

Фото

Видео-энциклопедия по материалам Николая Левашова