Хотят ли русские - войны
Автор – Алексей Верхоянцев
Кому и зачем надо в очередной раз делать из России врага
Россию в очередной раз собираются представить в самых мрачных тонах перед европейским обывателем. Как сообщают РИА «Новости», шведская продюсерская компания Yellow Bird начинает работу над сериалом, где представит Россию оккупантом Норвегии. Согласно сюжета, действие фильма «Оккупированная» происходит в недалёком будущем. Согласно замыслу автора, популярного норвежского писателя Ю Несбё (Jo Nesbо), Россия вторгнется в Норвегию, чтобы обеспечить бесперебойные поставки нефти в другие страны. Съёмки стартуют в начале 2014 года, а в 2015 году фильм уже планируется показать по норвежскому телеканалу NRK и французско-германскому телеканалу Arte.
Недавно в немецкий прокат вышел фильм «Наши матери, наши отцы», где советские солдаты добивают раненных в немецких госпиталях и издеваются над медсёстрами. Подобные «ласточки» наводят на мысль, что из России в Европе в очередной раз пытаются создать «образ врага». Кому и для чего это нужно?
– Отношение к России в разных странах Европы сильно отличается. Европа, несмотря на её попытки объединиться, всё-таки очень разнородная субстанция, – рассуждает известный учёный и писатель Сергей Кара-Мурза. – Но при этом надо отметить, что русофобия на Западе – постоянный компонент их идеологии. Иногда она намеренно раздувается, иногда – приглушается. Это происходит со времён Ивана Грозного. Например, в 80-е годы во время злополучной перестройки СМИ Европы и США представляли Россию, как прекрасную страну, которая идёт по пути демократизации и обновления. Как только Горбачёв в конце 89-го года фактически сдал интересы СССР в Европе, подписав ряд соглашений, в западных СМИ буквально в течение двух недель Россия преобразилась в исчадие ада, где орудуют воры в законе, а ночные улицы наводнены проститутками.
Но рядовые европейцы не испытывают какой-то особой неприязни к русским. Наши соотечественники спокойно гуляют по европейским городам и весям, не скрывая своей национальности. И никакой враждебности местное население к ним не проявляет…
«СП»: – Но зачем надо делать врага из России, которая сейчас не имеет ни технических, ни человеческих ресурсов для того, чтобы как-то ущемить интересы Европы?
– Когда мы слабые, стремление очернить Россию только усиливается. Не думаю, что надо сильно переживать по этому поводу. Что касается лжи о нашей Победе в Великой отечественной войне, то у нас самих регулярно появляются куда более ядовитые статьи и фильмы на эту тему, чем в Европе. Русофобия, как ни парадоксально, сильней цветёт внутри России. Причём, зачастую именно на бюджетные государственные деньги снимаются самые мерзкие фильмы. Например, наиболее подлая из известных мне картин о войне «Сволочи», была снята на наши деньги и у нас же получила престижную премию.
«СП»: – Наверно, если бы мы с большим уважением к себе относились, то и европейцы не позволяли бы себе таких выпадов…
– Не думаю. Они мало знают, что мы на самом деле из себя представляем, что думаем о себе или о них. В данный момент мы в каком-то смысле изолированы от них. О русских они судят по нашим богачам, которые там кутят, ведут себя по-хамски. В массовом сознании европейцев наше «богатое сословие» – хамы, которые готовы распылить свою страну. Европейцев это удивляет, а порой и задевает. Например, в Австрии многие новые русские нередко после того, как покатаются на горных склонах, бросают лыжи и другое снаряжение прямо на месте. А ведь это довольно дорогие вещи. И местные, глядя на это, испытывают презрение к нуворишам, обобравшим свою страну, и удивление, что русские терпят власть таких людей.
«СП»: – Когда во время Крымской войны была обнародована явная фальшивка, «тайный план» оккупации Европы Петра I, многие европейцы в это поверили…
– Поверил, в основном, образованный слой, те, кто читали газеты. У европейцев время от времени срабатывает комплекс, который можно назвать «варвары на пороге». Раздувается психоз, что на Европу идут орды, которые готовы уничтожить саму европейскую идентичность. Сначала такой угрозой были турки, потом со времён Ивана Грозного так стали воспринимать и русских. Ливонская война была фактически войной всей Европы против России. При этом европейские политики того времени, конечно, не верили, что у Ивана Грозного есть какие-то иные планы, чем пробиться к Балтийскому морю.
Но низам эта мысль внушалась. А европейцы легко поддаются такого рода психозам. Но мы не намного лучше в этом смысле. У нас к тому же агрессия бывает направлена на самих себя – вспомните сумасшествие конца 80-х-начала 90-х, когда Советский Союз собственные граждане обливали грязью, соглашались с тем, что он был империей зла, которая ни в чём не может быть положительным примером. Причём, так рассуждали те самые граждане, которые ещё совсем недавно гордились своей страной.
– Идеи подобных фильмов – это что-то из области психиатрии. – Говорит публицист, главный редактор журнала «Русский обозреватель» Егор Холмогоров. – Конечно, если бы наша армия сегодня была бы сопоставима по мощи с НАТОвской, можно было бы пошутить, что, мол, спасибо большое за идею. Но Россия сегодня не может противостоять североатлантическому альянсу, в который входит и Норвегия. А, как известно, не спровоцированное нападение на одну из стран НАТО означает, что эту страну будут защищать армии всех государств, входящих в блок.
Норвежцы это прекрасно понимают, как понимают и то, что Россия вряд ли вступит с ней даже в локальный конфликт из-за Шпицбергена, который они сейчас по-тихому прибирают к рукам. Мало того, они только что, благодаря договору, подписанному Дмитрием Анатольевичем Медведевым, получили от нас огромный кусок Баренцева моря, где разведаны крупные месторождения углеводородов. Поэтому данный фильм – заведомый бред и провокация.
«СП»: – С чем он может быть связан?
– Я в последнее время заметил определённую тенденцию в фильмах, которые касаются российской части Арктики. Не так давно я пересмотрел фильм «Океаны», который заканчивался завываниями о том, что Арктика будет погублена вмешательством человека. Цель – создать фон, который будет благоприятен для агрессивных действий против России. На Западе пытаются убедить своё население, что Россия не имеет права на треть арктической зоны, которая исторически принадлежит нам. Мы её осваивали и будем осваивать впредь.
Если допустить, что глобальное потепление сделает более доступной разработку нефтяных и газовых месторождений в Арктике, то нам, при нынешнем положении вещей, достанется огромная часть ещё не задействованных природных ресурсов планеты. В этих условиях на Западе растёт число политиков, озабоченных тем, чтобы заставить Россию поделиться арктическими запасами.
«СП»: – То есть, из России, как и прежде, пытаются сделать врага Европы для решения чисто экономических задач?
– Эта технология отработана уже в течение нескольких веков. Основы антироссийского кордона были созданы ещё в 16 веке. Ливонский орден и Речь Посполитая уже тогда осуществляли тотальную торгово-экономическую блокаду России. Не пропускали наши торговые суда в Европу, не пропускали русских мастеров, всячески старались отрезать Россию от моря. По Европе распространялись письма о том, что угроза Москвы даже хуже турецкой или татарской. Ничего принципиально нового с 16 века придумано не было. Причём зачастую происходила подмена понятий – Россия, жертва очередной агрессии, сама объявлялась агрессором.
«СП»: – Можно ли надеяться, что когда-нибудь отношение к России в Европе изменится, и подобные технологии станут не нужны?
– Я думаю, что однажды (если наше собственное развитие пойдёт по благоприятному пути) европейцы осознают, что Россия является последним оплотом европейской цивилизации. Ведь Западная Европа сейчас теряет сама себя, стремительно ориентализируется, африканизируется, морально деградирует. Тем же самым норвежцам сегодня лучше было бы понять причины, почему у них появляются брейвики, а не делать пугало из России.