Геноцид Русов
Информация о многовековом, тотальном геноциде русского и других коренных народов России
Возрождение
Настоящая наука

Алгоритмы открытий – 9

Игорь Кондраков, 05 марта 2012
Просмотров: 8941
Алгоритмы открытий – 9
Мы познакомим вас с некоторыми из инструментов решения научных задач, чтобы вы сами в творческом акте смогли почувствовать свою причастность к открытию истины или пути к ней. Тогда понятая вами информация станет вашим знанием...

 

Изобретение – из найденного

Слово «изобрести» заимствовано из старославянского языка и образовано с помощью префикса «из» и слова «обрести». На старославянском языке «обрести» означает «найти» (наука о способах мышления происходит от слова «эврика» – найти – греч.), «Из обрести» означает «из найденного», т.е. из «обретения» появляется изобретение, составляющее его новизну. Изобретение может быть сделано в любой области человеческой деятельности, т.к. механизмы и правила творчества везде одинаковы. А фантазия является тем инструментом, который помогает правильно сформулировать и устранить противоречие, содержащееся в задаче и представить цель, поставленную в ней. Фантазия (воображение – греч.) – способность к творческому воображению (см. Источник), деятельность воображения, отличающаяся наибольшею отрешённостью от условий действительности, тем самым разрушающая сложившийся стереотип о совершенствуемом или познаваемом объекте и создающая новый образ.

К бессмертию и вечной юности

Отношение к фантастике неоднозначно. Многие считают её опиумом, способом зомбирования людей и т.д. Увы, это стандартный «большевистский» подход. Однако фантастика так же, как и литература, имеет разные жанры: научная фантастика, социальная фантастика, фантастика-предупреждение и т.д. Поэтому не следует всю фантастику сваливать в одну «кучу». А, учитывая, что человек склонен к формированию в своём сознании стереотипов на все явления мира, а также некоторые особенности формирования воображения у человека с возрастом, следует обратить на развивающую воображение силу фантастики. Ни один поэт или писатель не смог бы создавать свои произведения, не имея развитое воображение.

Фантастика всегда поражала воображение в том, что она позволяла заглянуть с помощью литературы в будущее (см. В Безбрежном океане фантазии: Мечты и думы Циолковского). При этом так сильно расшатывала привычные представления обо всём, что мир вокруг читающего становился динамичным и изменяемым.

О роли фантастики на выбор своего пути писали многие выдающиеся учёные и исследователи, в частности, К.Э. Циолковский – создатель теории космического полёта: «Долго на ракету я смотрел, как и все: с точки зрения увеселений и маленьких применений. Не помню хорошо, как мне пришло в голову сделать вычисления, относящиеся к ракете. Мне кажется, первые семена мысли были заронены известным фантазёром Ж. Верном; он пробудил работу моего мозга в известном направлении, явились желания; за желаниями возникла деятельность ума. Конечно, она ни к чему не повела, если бы не встретила помощи науки…»

Он сам писал фантастические повести и рассказы. Для него фантастика – доступная форма пропаганды своих научно-технических идей. Она базируется на достижениях науки и устремлена в будущее, поэтому многие его прогнозы сбылись, сбываются или сбудутся. Надо отметить, что сам Ж. Верн имел картотеку из 20 000 маленьких тетрадей, в которые он записывал о всех достижениях науки и техники. Вот почему научные прогнозы, сделанные в его научно-фантастических романах, имеют такой большой процент воплощения в реальной жизни. Например, из 100 предсказаний Ж. Верна 63 открытия и изобретения стали реальностью в наши дни, и пока лишь 14 идей не выдержало проверку временем.

Фантастика будила мысль к действию у многих будущих учёных. Учёный и писатель-фантаст В.А. Обручев писал: «В качестве примера я могу сказать, что сделался путешественником и исследователем Азии благодаря чтению романов Ж. Верна, которые пробудили во мне интерес к естествознанию, к изучению природы, далёких малоизвестных стран…» О том, что благодаря Ж. Верну стал палеонтологом и писателем-фантастом отмечал и И. Ефремов. А Д.И. Менделеев назвал Ж. Верна «научным гением». Ему особенно полюбился «Капитан Гаттерас» своей целеустремлённостью и силой воли в достижении поставленной цели. На книжных полках у «отца теоретической авиации» Н.Е. Жуковского была одна единственная книга Ж. Верна «Робур завоеватель».

Многое, что придумано в фантастике, уже воплощено в жизнь… Технический прогресс, словно тяжёлый маховик, накручивает обороты, подминая под себя того, кто пытался бы остановить хотя бы какую-нибудь его часть. И вот уже видны его плоды – чернобыльская трагедия, загрязнение мирового океана, экологические катастрофы – высыхание рек, заливов, морей, растёт содержание вредных веществ в воздухе – вот уже на каждого жителя Москвы по 1 кг в год. И получается, что одна из сторон научно-технической революции в её современном виде – безумная борьба техники с природой, с жизнью. При таком развитии техники, для человека практически не остаётся места. Изобретённые им «костыли» в виде техники, в итоге, делают его инвалидом…

Изменив окружающий мир, человек сам мало изменился. Он не стал лучше, человечнее, разрушил тот зыбкий гармоничный мир, который был до последней научно-технической революции. Как тут быть? Может быть, выход в том, чтобы начать строить наш мир по принципу Великого Кольца, описанного в романе И. Ефремова «Туманность Андромеды» в 1957 г.?

Всё это, конечно, заманчиво. Но приходит время очередной глобальной научной революции, и наступает время великих обобщений. Оно произошло во второй половине ХХ века в виде назревшей пятой глобальной научной революции, которая закончится внедрением концепции академика Н.В. Левашова. Для этого нужно Просвещение, чтобы стало возможным гармоничное развитие всех компонент нашего мира: человека, природы, науки и техники. Тогда Земле нашей ничего не будет грозить, и будет она вечно молодой, уверенно познающей Космос, чтобы её девизом стали слова Ж. Верна: «К бессмертию и вечной юности».

Как пришить к свистку пуговицу?

Однажды чёрт поймал трёх путников и предложил им, что отпустит того, кто сможет придумать желание, которое чёрт не сможет выполнить, а в противном случае, он возьмёт у путника его душу. Один путник попросил повернуть реку вспять, другой – сделать листья у дерева золотыми. Чёрт быстро выполнил желания двух путников и забрал их души. Тогда третий путник свистнул и предложил чёрту пришить к свисту пуговицу... Чёрт был посрамлен, потому что как пришить к тому, чего нет? Особым воображением он не обладал, всё делал на «автопилоте».

А вот изобретатель Бенг Петерсон из Швеции решил эту задачу перевернуть наоборот: он предложил с помощью свиста пришивать пуговицу к ткани и получил на это предложение патент № 1069600: пластмассовые пуговицы ножками ставят на одежду, как заклёпки, просовывая ножки в отверстия ткани и развальцовывая их ультразвуком (ИР № 8-84, МИ 0809).

Существуют стереотипы, что вот, например, в передовых областях науки и техники, в частности, в бюро космической техники люди мыслят совершенно иначе и там уровень мысли значительно выше, чем у обычных людей. Так ли это? Рассмотрим на примере.

Готовился запуск одного из «Луноходов», который должен был взять пробу грунта на Луне. Но прежде нужно было там – на Луне – пробурить скважину, при этом освещая сам процесс бурения. Для этого решили воспользоваться обычной лампочкой. Но при испытании макета лампочка разбивалась от жёсткого удара при «прилунении». Конструкторы не знали, что и предпринять. Испробовали многие варианты: армирование колбы, помещение её в резиновую оболочку и т.д. А работой этой группы руководил член-корреспондент АН СССР Георгий Николаевич Бабакин. Вызвал он конструкторов и спрашивает, как они решили эту проблему. На что те ответили, что пока решения нет, но они думают над тем, как предотвратить разрушение стеклянной колбы лампы, и что только они не пробовали, но она по-прежнему бьётся. Удивился Бабакин и спрашивает: а зачем там вообще стеклянная колба лампочке, ведь на Луне вакуум...

Вот видите, специалистам казалось, что без стеклянной колбы нить лампочки быстро перегорит. Инерция их мышления проецировала земные условия на лунные. Опыт работы со специалистами и детьми показывает, что с накоплением знаний и профессионального опыта, у специалистов создаётся мощный психологический барьер, за который они «профессионально» выйти не могут, потому что «ни-зя!», а у детей увеличивается «сила прыгучести» их мысли, т.е. воображение. Об этом в своё время писал Б.М. Кедров: «Обычно механизм воздействия фантазии состоит в том, что она вступает в реакцию с реальными «рабочими» мыслями». Суть этой реакции становится понятной, если воспользоваться схемой творческого процесса (см. рис.), предложенной академиком Б. М. Кедровым (Источник). При этом под творчеством будем понимать деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью (см. Источник).

В поисках решения задачи мысль человека движется в определённом направлении (α) от единичных фактов (Е) к выявлению того особенного (О), что присуще этим фактам. Следующим шагом должно быть установление всеобщности (В), т.е. формулировка закона, теории и т.п. Например, тело, брошенное вверх, падает на Землю (Е). Ньютон решил, что этим особенным (О) является сила притяжения Земли, заставляющая все тела, имеющие массу, падать на Землю. Но обобщить эти факты до уровня всеобщности, т.е. теории, ни он, ни Эйнштейн в своей общей теории относительности, ни другие учёные, не смогли, т.к. не понимали природу тяготения. Это было сделано Н.В. Левашовым в фундаментальной книге «Неоднородная Вселенная». Для этого пришлось поменять всю концептуальную базу физики.

Переход от E к О не вызывает особой трудности, но дальнейший путь от О к В преграждён познавательно-психологическим барьером (i). Нужен какой-то трамплин (Г), позволяющий преодолеть барьер. Чаще всего таким трамплином бывает случайно возникающая ассоциация, причём появляется эта ассоциация при пересечении линии (α) с другой линией мыслей (β)». В силу каких причин возникает барьер? Рассмотрим, как развивается человек, и что приводит к возникновению психологического барьера.

Вот как психолог-исследователь Т. Рибо (Рибо Т. «Закон развития воображения») схематически изображает ход развития воображения посредством кривой, которая сначала медленно, а потом всё быстрей поднимается вверх, заметно опережая линию развития мышления (см. рис. Кривая Рибо). В критической фазе (примерно, в 15 лет) они достигают примерно одного и того же уровня и противостоят сначала друг другу, как две антагонистические силы. С этого момента дальнейшая кривая развития воображения проходит по-разному, в зависимости от характера соотношений, устанавливающихся между воображением и мышлением; если они остаются антагонистическими силами, кривая воображения с ростом мышления начинает падать (см. кривую Рибо); если воображение, приспособляясь к рациональным условиям, преобразуется, линия воображения идёт (как это показывает кривая) на одном уровне с развитием мышления.

В этом последнем периоде вступает в силу новый, дополнительный закон развития воображения. Он заключается в том, что развитие воображения начинает следовать закону развития познания. Психологами установлено, что 98% рождающихся людей имеют способность к различным видам деятельности, но лишь 37% шестилеток проявляют нестандартное мышление, творческие способности, к семилетнему возрасту процент таких детей падает до 17%, а среди взрослых людей встречается лишь 2% творчески одарённых личностей. Примерно к 15 годам развитие мышления и воображения достигают одного уровня и далее, если воображение не развивать, оно постепенно деградирует (см. «Этапы большого пути: динамизация»).

Просветление Знанием

А теперь рассмотрим эту проблему с позиций концепции академика Н.В. Левашова. Из неё мы знаем, что человек в своём внеутробном развитии проходит четыре эволюционные стадии (см. книгу «Россия в кривых зеркалах»):

  • Стадию животного.
  • Стадию разумного животного.
  • Стадию собственно человека.
  • Стадию высокоразвитого человека.

Мозг родившегося ребёнка до 8-9 лет от роду («Сущность и Разум». 1, гл. 6; и 2 т, гл. 7) должен впитать в себя некоторый минимально-критический объём информации для формирования нейронных цепочек мозга, чтобы не остаться на стадии «Маугли». На этой познавательной стадии у ребёнка нет запретов и ограничений в его экспериментаторстве, т.к. ещё нет опыта, поэтому он легко пробует решения методом тыка. Взрослые же очень быстро вносят в его сознание ряд ограничений типа: «ни-зя!», т.к. будет «вавка» и т.п. А далее, чтобы пройти эволюционную стадию разумного животного, человек должен успеть войти в «эволюционную дверь», которая закрывается в возрасте 16-18 лет от роду. Он должен успеть накопить необходимый объём качественной информации, чтобы перейти к стадии собственно человека.

В период полового созревания решение этой задачи становится очень затруднительной. При этом, как показывает кривая Рибо, примерно в 15 лет для воображения наступает переломный момент. Одним словом, ребёнка «бьют» со всех сторон, и он, адаптируясь к «битию», принимает решения, в силу своего понимания и сложившихся у него приоритетов, а также воспитательного эффекта со стороны взрослых (см. схему возможных путей развития воображения).

  Пройдя и эту стадию развития и пропуская приобретённые знания через себя, достигая осмысления этих знаний через просветление, человек может перейти в стадию высокоразвитого человека, т.е. Творца, развитию которого нет предела.

Истребители стереотипов

В ТРИЗ в разделе РТВ (Развитие Творческого Воображения) – своего рода умственной зарядке – разработана система упражнений по развитию творческого воображения. О необходимости развития фантазии сказано в ряде статей (см.: Павел Лавринов: «Изобретай, ведая!» и «ПРАВ(Ь)ила творчества»; «В Безбрежном океане фантазии: Мечты и думы Циолковского»). Для эффективного разрушения стереотипов мышления в курсе РТВ используют систему приёмов. Как пользоваться приёмами?

1. Выбрать объект, который решили изменить.

2. Определить его назначение – основную функцию цели, а также характеристики, свойства.

3. Выбрать какой-нибудь приём и какое-нибудь свойство или характеристику, которые нужно изменить.

4. Провести изменения и выяснить0 какое качество появилось в результате изменения.

Итак, некоторые из приёмов фантазирования:

1. Приём дробления-объединения: разделить объект (факт, утверждение) на составные части (вплоть до атома), при необходимости снова собрать или придать каждой частице функции оригинала. Например, у Севера Гансовского «Хозяин бухты»: в бухте жили миллиарды микроорганизмов, которые в минуту опасности объединялись в единое существо, способное переломить хребет акуле. Опасность исчезает, и существо тут же распадается на миллиарды составляющих. Или; Альтов Г. «Ослик и аксиома»: вся техника изготавливается из порошка, который «скрепляется» полем, а после выхода её из строя опять рассыпается в порошок. Ещё один шаг и можно выйти на нанотехнологии.

2. Приём наоборот: изменить какое-то качество объекта, факта (или сам факт) на противоположное. Этот приём применим и к самим приёмам воображения, тогда, например, из приёма дробления получим приём объединения объектов или фактов в целое. Например, рассказ Уильяма Тэнна «Срок авансом»: герой сначала отсидел срок, а потом совершил преступление.

3. Приём ускорения-замеделения: ускорить (замедлить) действие объекта так, чтобы появилось новое качество. Этот приём часто используют фантасты, замедляя или ускоряя течение времени или каких-либо процессов.

4. Прием увеличения-уменьшения: объект или факт изменить во много раз так, чтобы появилось новое качество. Этот приём достаточно популярен в литературе: люди двигают камни, перемещают горы и стали передвигать планеты. Например, Свифт – «Путешествие Гулливера».

5. Приём универсализации-ограничения: сделать факт или объект универсальности так, чтобы его действие распространялось на большой класс явлений (или ограничить). Р. Шекли «Идеальная женщина».

6. Приём уничтожения-возрождения: если у объекта есть какое-то свойство – уничтожить его, если какого-то свойство нет – пусть появится.

7. Приём квантования: если действие факта было непрерывным – сделать его прерывистым, если было прерывистым – пусть станет непрерывным.

8. Приём динамичности: если факт статичен – сделать его изменчивым, если изменчив – сделать статичным. Предлагается, например, распылить одну из планет солнечной системы, чтобы стало возможным путешествовать по ближайшему космосу на винтовых летающих аппаратах. Капитан Немо построил корпус своего Наутилуса в виде двойной жёсткой скорлупы (Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

9. Приём изменения свойств: изменить наименее изменяемое свойство объекта или среды, в которой он существует. Ещё в тридцатых годах герои романа Олафа Стелдона «Последние и первые люди» начали создавать на Венере кислородную атмосферу. Герберт Уэллс в романе «Первые люди на Луне» изобрёл вещество «кейворит», которым можно отгородиться от поля тяжести.

10. Приём вынесения: какую-нибудь функцию объекта перенести к другому, или данный объект перевести в совершенно другой класс явлений. Например: корабль летит в космосе, а его двигатель стоит на Земле. В 1896 году французские фантасты Жак Ле Фор и Антуан де Графиньи опубликовали повесть «Вокруг Солнца». Русский физик П.Н.Лебедев лишь два года спустя после выхода этой повести начал свои опыты, которые ещё через несколько лет привели к открытию давления света на твердые тела.

11. Приём приписать неживому объекту свойства живого (и наоборот). Этот приём используется достаточно часто в фантастике. Р. Шекли «Страж-птица», «Абсолютное оружие».

12. Приём изменить законы природы, управляющие движением данного факта. Он, например, позволяет сделать идею изменения скорости света ещё более фантастической – изменить все законы природы («Все законы Вселенной» П. Амнуэля, 1968).

13. Приём изменить существенные связи между частями объекта или между разными объектами. У И. Ефремова есть рассказ «Тени минувшего», где в пещеру в виде камеры-обскуры попадает свет из внешнего мира на стенку, покрытую смолой, выполняющей роль «фотопластинки», на которую записывается вся информация. Эта идея подсказала Ю. Денисюку, создателю одного из направлений в голографии, решение проблемы.

Попробуйте сами применить эти приёмы к каким-либо житейским или иным ситуациям, чтобы регулярно развивать своё воображение, используя при этом новые знания.

Таким образом, для собственного развития в направлении человека творческого, необходима регулярная умственная «зарядка», направленная на развитие воображения и мышления. И не стоит уповать на свой природный талант. Как сказал П. Капица, талант – это 99% упорного труда и 1% везения. Успехов в саморазвитии!

Источник

Поделиться:

Рекомендуем также почитать




 

 
Николай Левашов
 


Геноцид Русов

 



RSS

Архив

Аудио

Видео

Друзья

Открытки

Плакаты

Буклеты

Рассылка

Форум

Фото

Видео-энциклопедия по материалам Николая Левашова