Вместо импорта – своё! Правительство подвело предварительные итоги импортозамещения
Автор – Иван Полетаев
Как заявил премьер-министр Михаил Мишустин, практически в каждой отрасли сегодня активно реализуется государственная программа, направленная на создание устойчивого экономического суверенитета.
Наши производители особенно преуспели в энергетике, авиационной и пищевой промышленности, в судостроении и выпуске минеральных удобрений. Развивать российские бренды им помогли специальные меры, направленные на снижение административной нагрузки, увеличение числа малых и средних предприятий, поддержание стабильности на товарных рынках и экономической обоснованности тарифов, развитие конкуренции.
Государство и впредь не собирается отказываться от продвижения товаров отечественных производителей. Только теперь, на новом этапе импортозамещения, от помощи отдельным предприятиям стратегического назначения пришло время переходить к поддержке целых отраслей. На внушительный список обновлённых проектов по критическим направлениям, реализовать которые необходимо до 2030 года, потребуется больше пяти триллионов рублей. Приоритетными отраслями заявлены те, где доля импорта была наиболее высокая: станкостроение, автопром, электроника, фармацевтика, лёгкая промышленность.
Наш курс на построение суверенной экономики очень раздражает недругов. Импортозамещение в России они пытались остановить ещё в 2021 году, после того как российское правительство ввело ограничения на импортные товары при госзакупках.
США тут же усмотрело в этом нарушение норм и правил Всемирной торговой организации (ВТО), обвинив нашу страну в расширении государственного контроля над экономикой, что якобы «ставит американских рабочих и предпринимателей в экономически менее выгодные условия и лишает возможности честной конкуренции». В Евросоюзе подсчитали, что общая стоимость опубликованных тендеров российскими государственными компаниями составила 23,5 трлн рублей, или примерно 290 млрд евро и потребовали вернуть эту сумму западным производителям. Об абсурдности таких требований не раз писала западная пресса. Ведь членство в ВТО не запрещает здоровый протекционизм, которым занимаемся не только мы, но и практически все страны мира. США и их сателлиты не хотят признавать, что первыми нарушили торговые обязательства не мы, а западные производители. После того, как ещё в 2018 году из-за санкций иностранцы прекратили поставки необходимых компонентов, и нам пришлось налаживать производство собственных аналогов. Так что у нас были все основания обжаловать необоснованные требования к нашей стране.
После объявления в 2022 году России «адских санкций», когда были попраны все правила международной торговли, о претензиях ВТО никто уже не вспоминает.
Сегодня Западу остаётся только завидовать той стремительности, с какой нам удалось заместить его товары на российские, не уступающие лучшим мировым аналогам. За несколько лет в стратегических отраслях мы проделали путь, который наши недоброжелатели проходили десятилетиями.
Как указывают западные эксперты, рост гражданского сектора российской экономики объясняется, по сути, двумя факторами: импортозамещением и замещением западных компаний, покинувших Россию. Инвестиции в производство в основном финансируются за счёт прибыли (57,5%), а затем за счёт государственных субсидий (19,5%). При таких финансовых вливаниях в экономику, замечает известный эксперт Брюно Ле Мэр, естественно, что рост производства будет сильным. Это показывает качественную трансформацию обрабатывающей промышленности (и экономики России), что обычно игнорируется западными пропагандистами. В результате Запад и, прежде всего НАТО, натолкнулись на стабилизировавшуюся Россию, которая снова становится великой державой, обнадеживающей для остального мира, который не хочет следовать за Западом в его авантюрах.
Французский геополитолог Александр дель Валль в статье для Valeurs Actuelles отмечает, что в ответ на санкции и ограничения на импорт и экспорт Россия отвернула свою экономику от Запада, сосредоточилась на самообеспечении и импортозамещении и тем самым отошла от траектории глобальной интеграции, которой она и Запад придерживались с начала 1990-х годов. Всё это противоречит первоначальным целям антироссийских мер.
Оценки западных аналитиков подтверждают, что курс на импортозамещение, взятый Россией ещё в 2014-2015 годах, абсолютно правильный.
Вот и представленный Центробанком анализ платёжного баланса России указывает на то, что объём импорта товаров и услуг в первом квартале этого года упал более, чем на 10%. Банковские аналитики отмечают, что спрос всё больше и больше покрывается продукцией отечественных поставщиков, производство которой будет и дальше наращиваться. Росстат также фиксирует устойчивый рост предложения (всего с июня 2015 года в России реализованы более 2029 проектов импортозамещения!), а рост экономики в первом квартале текущего года России составил 5,4%.
Успехи в импортозамещении трудно переоценить. Нам удалось вернуть статус мирового лидера в атомной энергетике и ядерных технологиях. Единственный в мире атомный ледокольный флот принадлежит России, что имеет решающее значение для освоения Арктики.
Наша страна вошла в четвёрку мировых лидеров в области производства композитных материалов и полностью обеспечивает потребности своей растущей экономики. Российские разработки говорят, что мы становимся одним из мировых центров моторостроения. Наше оборудование для газотурбинных электростанций и агрегатов для транспортировки газа – лучшее в мире. Наша страна почти полностью закрывает свои потребности в синтетических материалов (полиэтилену, полипропилену, пенополистиролу и другим).
Доля отечественной продукции в промышленном комплексе, как показывает анализ российского рынка, проведённый учёными Высшей школы экономики, составляет более 60%, а в некоторых отраслях уже и 90%.
В этом году темп импортозамещения значительно ускорился в нефтехимии, в сфере добычи полезных ископаемых и нефтегазовой отрасли. Особенно выделяются производители электроники, компьютеров и оптики, электрооборудования и фармацевтической продукции, автотранспорта и прицепов. Тем не менее, по оценке экспертов ВШЭ, замещение импорта происходит не везде равномерно, и в этом главная проблема. Связана она с тем, что многие промышленные предприятия остро нуждаются в новом отечественном оборудовании, которое бы не уступало по качеству зарубежным аналогам (45% руководителей производств отмечали такую потребность как высокую, 32% – как среднюю, и только 10% в ней не нуждались).
Принято считать, что токарными станками, применяемыми в авиастроении, судостроении, приборостроении, машиностроении, для нужд оборонной промышленности и в ряде других технологических направлений нас снабжали Япония, Германия, Швейцария, Кореи и Тайвань. Но вопреки расхожим представлениям вот уже четверть века у нас разрабатывают и выпускают промышленные лазерные станки для микро– и пятикоординатной обработки, резки, сварки, наплавки и 3D-выращивания деталей из металлических порошков для заводов России, Беларуси и других стран. Локализация предприятий составляет почти 90%. Высокоточное оборудование производится несколькими российскими заводами, в том числе и «Барнаулстанкостроем». Портфель заказов барнаульских станкостроителей растёт, они добиваются, чтобы их новому высококлассному станку, не уступающему мировым аналогам, присвоили статус российского производителя. Это позволит российским предприятиям по различным федеральным программам покупать такие станки со скидкой, которая компенсируется из бюджета.
Вопреки пессимистичным прогнозам западных экономистов о перспективах нашей экономики агентство S&P Global признаёт, что индекс деловой активности (PMI) обрабатывающих отраслей в России растёт самыми быстрыми темпами почти за 18 лет.
То есть наша страна сегодня не только наращивает поставки за рубеж энергоресурсов и продовольствия, но и увеличивает промышленный экспорт. В прошлом году «Российский экспортный центр» помог 24 тысячам российских компаний выйти на зарубежные рынки. Это на 23% больше, чем годом ранее.
Заявление Минпромторга о вступлении России в мировую гонку микроэлектроники наравне с Китаем, Японией, Нидерландами вызывает ухмылки недоброжелателей. Ведь Россия по их меркам отстаёт на несколько поколений. Электронная отрасль настолько ресурсоемкая и высокотехнологичная, что, казалось бы, нельзя ожидать достижения высокого уровня суверенитета в короткие сроки. Но уже сегодня Реестр отечественной электронной продукции наполнен большим количеством позиций во всех категориях. Это и серверы, и системы хранения данных, и моноблоки, и ноутбуки, и так далее. Один только российский завод «Миландр» в 2025 году планирует расширить производство до миллиона микросхем в месяц за счёт увеличения производства микроконтроллеров, предназначенных для умных счетчиков электроэнергии, а также для нужд авиапрома.
Российская группа компаний «Бештау» в этом году запускает завод по производству новых отечественных плат для электроники четвертого, пятого и шестого классов точности. Минпромторг готов стимулировать отечественных производителей электроники и уже объявил 18 тендеров на разработку различных микросхем, оптических соединителей, усилителей мощности, миниатюрных электродвигателей, микросхем, транзисторов и другой микроэлектроники. Всего на разработку чипов министерство готово потратить 100 млрд рублей.
Россия стала абсолютным европейским лидером по производству ноутбуков в условиях, когда в мире доминируют глобальные производители, такие как китайский Lenovo или американский Apple. Как оказалось, в отличие от Европы Западной, у нас в России созданы отличные, передовые производства компьютерной техники, в том числе ноутбуков, и нигде-нибудь в Москве или Петербурге, а в Шуе Ивановской области и Твери. Речь идёт о выпуске миллионов устройств в год, что позволит насытить наш рынок компьютерами, ноутбуками, серверами, информационными терминалами и другой высокотехнологичной техникой отечественного производства по вполне доступным для массового потребителя ценам.
В нужный момент мы можем собраться и решить любую проблему. За несколько последних лет в стране расплодилось множество небольших компаний, которые занимаются производством товаров повседневного спроса.
Помочь импортозамещению может каждый. Хочешь – вяжи варежки, тёплые носки, валяй модные валенки с русским узором, только не забудь оформить своё ИП в налоговой или зарегистрироваться как самозанятый, не выходя из дома (вся процедура займёт не больше пяти минут), плати мизерный налог с продаж (его за бухгалтера начислит специальная компьютерная программа) – и работай на здоровье. Никто не запрещает открывать своё дело и не отбирает бизнес. Наоборот, государство заинтересовано в том, чтобы созидательной деятельностью занимались как можно больше предпринимателей и освобождает их от бюрократических процедур. Если попадешь в госпрограмму, то получишь льготный кредит или налоговый вычет. По нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» работают различные меры поддержки бизнеса и самозанятых. Цифровая платформа МСП.РФ помогает начинающим предпринимателям определиться и вести дело с выгодой. На сегодняшний день на ней – 30 сервисов. Помимо этого, самозанятым и предпринимателям доступна поддержка в центрах «Мой Бизнес» по всей стране. Нигде в мире таких возможностей нет.
Запад отвечает на наши успехи новыми рестрикциями, чтобы помешать созданию суверенной экономики. Правительству приходится вносить коррективы в долгосрочные программы, держать связь с производителем, оперативно реагировать на меняющиеся из-за санкций условия.
Однако спрос растёт настолько быстро, что предложение за ним не поспевает. Основную причину этого бывший министр экономического развития Герман Греф связывает с сильным перегревом экономики. А вот новый министр промышленности и торговли Антон Алиханов придерживается другого мнения. Он утверждает, что по целому ряду направлений в стране серьёзно недозагружены мощности, нам есть куда расти, чтобы сократить достаточно высокую долю импорта в обороте непродовольственных товаров.
Процесс импортозамещения ещё далёк от завершения. Однако уже сейчас видны значительные успехи российских компаний. В трудное для страны время они смогли предложить достойные альтернативы зарубежным товарам и сервисам. Мир увидел, что Россия вопреки самым суровым санкциям способна наладить любое современное производство. А это значит, что все наши цели постепенно будут достигнуты.
Наши ЛАЗЕРЫ, РОБОТЫ И СТАНКИ. Чем удивила Металлообработка 2024
Россия XXI век: Импортозамещение. Сделано в России
Импортозамещение: ожидания и реальность. 10 лет антироссийских санкций