Тайная война: Уничтожение американской ядерной промышленности
Автор – Игорь Край
Для завязки два факта. Первый: Соединённые Штаты чрезвычайно озабочены работой обогащающих уран центрифуг в Иране и Северной Корее. Второй: в самих США больше нет работающих установок по обогащению урана. Старые восстановлению не подлежат, новые не сооружаются. В 2017 году «Вестингауз» признал неспособность выполнить взятые обязательства по проектированию и строительству ядерных реакторов современного уровня и объявил о банкротстве. В настоящий момент «Росатом» является монопольным обладателем полного цикла ядерных технологий – от обогащения урана, до переработки отходов, – причём на всех этапах этого цикла обладает качественным превосходством над конкурентами.
Так не случайно вышло. В своё время, создавая госкорпорацию «Росатом», Темнейший понимал, что конкуренция полезна, но только победителю. Некоторая проблема заключалась в том, что состязаться предстояло в первую очередь с Америкой, располагавшей чрезвычайно развитой и передовой ядерной промышленностью. Причём, это отрасль является стратегической, а противник располагает почти безграничными ресурсами, и не только финансовыми, для её защиты и поддержания. И он непременно задействует эти ресурсы, если почувствует угрозу.
Казалось бы, ерунда, а не задача. Каким образом, Штаты могли что-то почувствовать? Достаточно, написать, что Россия представляет угрозу для США, пусть и со ссылкой на американского сенатора, в комменты толпой набегут желающие объяснить, почему это бред и просто смешно. Но есть нюанс. Американские сенаторы комменты в рунете не читают. И могут иметь собственные взгляды на вопрос. Причём, эти взгляды, обычно, основаны на существенно лучшем, чем у хомячков, уровне информированности.
С начала 60-х прошлого века в области ядерных технологий у СССР имелось крупное преимущество. Обогащение урана у нас осуществлялось с помощью центрифуг, тогда как в США – диффузным методом, не требующим сложного оборудования, но предполагающим в 50 раз больший расход энергии. Соответственно, даже с учётом расходов на изготовление центрифуг, обогащение «по советски» обходилось вшестеро дешевле.
У американцев с центрифугами не сложилась. Причём, не складывалось неоднократно. Первая попытка не увенчалась успехом ещё в 1944, а последняя, стоившая 5 миллиардов, была провалена в 2012 году. Но у французов, немцев, японцев центрифуги в 80-х годах появились. Однако, наличествующие у союзников технологии не вызывали у США ощущения отставания, так как преимущество над диффузным методом европейские центрифуги обеспечивали относительно небольшое, – не кратное. Ещё меньшее беспокойство вызывали у американцев советские центрифуги. Наши уважаемые партнёры просто не были осведомлены об их существовании.
Очевидно, скрыть гигантские (каскады центрифуг тянутся на километры), и тем более стратегические, напрямую связанные с военным потенциалом страны, производства от бдительного и компетентного ока вражеской разведки невозможно. Как следствие, в СССР методы обогащения урана окружала секретность столь глубокая, что принципы действия центрифуг (но не устаревший газодиффузный метод разделения изотопов) описывали на уроках физики в школе. Кстати, и европейские центрифуги были созданы вернувшимися из плена немецкими учёными по образцу экспериментальных советских.
Тем не менее, американская разведка увидеть центрифуги у русских не могла. Есть объективные причины, по которым человек способен увидеть лишь то, во что может поверить. И критичность мышления, интеллект, образование лишь усугубляют данный дефект восприятия. Чем лучше человек подготовлен, тем проще ему изобличить всякий, чем-то не понравившийся ему факт, как грубо сделанный фейк. Аналитики спецслужб подготовлены очень хорошо. У «плохого» факта нет даже тени шанса пробить границы их восприятия.
Американцы раз за разом отказывались от центрифуг из-за их чрезвычайной сложности. Европейцы потратили четверть века на то, чтобы эти сложности преодолеть. Совершенно логичным представлялся вывод, что технически отсталый СССР сделать этого не смог. До 1989 года ЦРУ докладывало президентам, что обогащение урана в России производится диффузным методом, существование центрифуг – дезинформация, а продажа Штатам обогащённого урана по непонятно низкой цене... это, наверно, к кремленологам. После 1989 года, когда американской делегации продемонстрировали обогатительный комбинат, некоторое недоумение возникло, но лишь на миг. А потом самый умный и эрудированный из аналитиков очень кстати вспомнил про «Потёмкинские деревни». Это всё объясняло.
Между тем, около 2000 года урановый демпинг, до того незначительный и не имевший последствий, резко усилился. Количество выбрасываемого на рынок обогащённого урана уже не ограничивалось, а цены исключали всякую конкуренцию. Версия «Потёмкинских деревень» теперь не объясняла ситуацию. Из небытия выплыла какая-то «урановая дань» (для отечественных хомячков), и «распродажа запасов оружейного урана». Последняя гипотеза годилась и для американских сенаторов.
Американцы, кроме шуток, 15 лет верили, что покупают советский оружейный уран. И тут уж дело было не в соблазнительной цене. С 90-х годов судьба ядерных арсеналов оставшихся на территории нестабильных обломков СССР волновала их чрезвычайно. Этот уран просто необходимо было выкупить. Тем более, так дёшево, с большой для себя выгодой.
Только недавно, после того, как восприятие России в США несколько изменилось (в новой версии речь о «технической отсталости» уже не идёт), исчезло препятствие, не позволявшее американцам увидеть центрифуги, обеспечивающие уже не в 6, а в 40 раз более дешёвое, по сравнению с диффузным, обогащение. Теперь всё в порядке. Увидели. Но пока верили, лишившийся основного источника доходов «Вестингауз» постепенно впадал в ничтожество. И однажды тихо умер.
А ещё чуть позже, хомячки отметили «отмену урановой дани». Ну, хомячки же. Мало того, что заговор везде видят, так ещё и не тот заговор.
Российский прорыв в технологии обогащения урана
Автор – Игорь Край
Начать придётся чуть-чуть издалека. Суть «обогащения» в том, что ядерным горючим является не уран, как таковой, а только 235 изотоп урана, естественная концентрация которого составляет всего 0.72%. Для работы реакторов на тепловых нейтронах эту концентрацию необходимо повысить до 3-6%, реакторы на быстрых нейтронах потребляют обогащённый до 25-30% уран. Для бомбы же требуются 70, а лучше 90%.
Но изотопы не различаются по химическим свойствам. Только чуть-чуть по массе. Разделять их очень сложно, и изначально никто этого делать не намеревался. Ведь, обжигая стержни с естественным ураном в тяжеловодных реакторах можно получить плутоний, относительно легко отделяющийся химическим путём… Но плутоний оказался настолько неудобным материалом, что его переработка до недавнего времени оставалась экономически нецелесообразной даже сравнительно с обогащением урана.
Простейшим методом обогащения урана является газодиффузный. Соединение этого металла с фтором – гексафторид урана – при температуре выше 56 градусов превращается в газ. Этот газ можно прокачивать через молекулярные фильтры, причём, более лёгкие и подвижные молекулы, содержащие атом 235 изотопа будут иметь крошечное, но преимущество. Метод привлекателен отсутствием необходимости в сложном оборудовании. Плох же тем, что практически он не работает. То есть, так можно разделять изотопы... но в 50-60-х годах, активно запасаясь ядерным оружием, США расходовали на работу обогатительных установок 7% вырабатывавшейся в стране электроэнергии.
СССР при всём энтузиазме мог наскрести для обогащения вдесятеро меньше киловатт-часов. В лоб проблема не решалась, по-этому, задача освоения технологии обогащения с помощью центрифуг, сокращавших энергетические затраты в 50 раз, была поставлена учёным сразу. Учёные, кстати, были немецкие, трофейные. Вывезенные из Рейха вместе с образцами центрифуг.
Идея заключалась в том, что если газообразную смесь изотопов запустить в металлический цилиндр, а потом этот цилиндр раскрутить, центробежная сила размажет газ по стенкам, после чего уже сила Архимеда выдавит более лёгкую фракцию внутрь. В лабораторных условиях это работало с 30-х годов. Преимущественно, для относительно лёгких химических элементов, у которых разница в массе изотопов может достигать 5-15%. В случае гексафторида урана разница составляла 1%. И требовалось создать промышленную, а не настольную, установку.
Современная центрифуга 9+ поколения выглядит, как шестиметровый цилиндр из алюминия, стянутого углеволокном – теми самыми неразрушимыми углеродными нанотрубками. Потому что скорость вращения точки на внутренней поверхности этого цилиндра вчетверо выше первой космической. Ну, где-то так. Точные характеристики засекречены. Центрифуги объединяются в сборки по 20 штук, так, чтобы чуть обогащённый газ перетекал из предыдущей в последующую, а сборки в тянущиеся на километры (не шутка) каскады.
В начале 60-х в СССР заработали центрифуги попроще, но и они позволили быстро ликвидировать отставание от США в масштабах обогащения. Прорыв не только не был секретным, но и широко использовался как повод для хвастовства, однако, факт центрифугического обогащения урана в СССР, а позже в России, американские эксперты уверенно и аргументированно отрицали более 50 лет.
Сами американцы впервые отбросили идею центрифуги, как избыточно сложную, ещё в 1944 году. После чего повторяли данное упражнение ещё несколько раз. До тех пор пока, в результате совершенствования центрифуг, разница в стоимости обогащения в России и США не стала сорокакратной. Последняя диффузная установка была закрыта у нас в 1992 году. В США – в 2013 году. Но в случае американцев это была просто последняя обогатительная установка.
Центрифугическое обогащение было освоено в середине 70-х в Европе, – с помощью тех самых трофейных немцев, после того, как они были отпущены по домам. Позже, в Японии, Китае, Пакистане, Индии, Северной Корее… Но европейские и японские установки в настоящий момент соответствуют 6 поколению российских. То есть, ещё советских центрифуг начала 80-х годов. Что позволяет продавать российский уран в том числе и французам. Уровень Китая, Ирана, Индии, КНДР – 4, 4+.
...И, к делу. Революция-то где? Центрифуги – полвека не новость... Новость в том, что российские центрифуги 9, 9+ поколений обеспечивают экономическую целесообразность вторичной переработки обеднённого урана, которого только в России скопились сотни тысяч тонн. То есть, сырьём для них является то, что ранее было отходом процесса обогащения. Более того, так они и работают, – на отходах. Ведь, в процессе обогащения 235 изотоп извлекается не весь. В обеднённом уране, концентрация «горючего» изотопа лишь снижается до 0.5% (диффузные установки) или до 0.3% (устаревшие советские центрифуги). Современная же центрифуга выжимает остатки до уровня 0.1%. Это нецелесообразно само по себе, – с уменьшением концентрации урана-235 затраты растут прогрессивно… Но если сырьё – бесплатное. И возможность выжимать уран из отходов европейских обогатительных комбинатов (0.35%) по цене позволяющей европейцам этот же уран потом и продать, – кое о чём говорит.
Секрет центрифуги. Специальный репортаж Антона Борисова (Россия 24)
Российская газовая центрифуга
Уран-235 – ахиллесова пята Америки
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…