Мятеж в Луганске: Россия уже не может оставаться в стороне
Автор – Андрей Полунин
В четверг, 23 ноября, Министерство госбезопасности и МВД Луганской республики сообщили о пресечении деятельности преступной группы, действовавшей под руководством Киева. Ее члены готовили теракты с целью дестабилизации политической ситуации в ЛНР и ДНР.
К этому времени стали известны и новые подробности конфликта между главой ЛНР Игорем Плотницким и уволенным его указом главой республиканского МВД Игорем Корнетом. Как заявил помощник генпрокурора ЛНР по взаимодействию со СМИ Давид Кац, сотрудники Генпрокуратуры «оказались фактически в заложниках у собственного руководства».
По его словам, исполняющий обязанности генпрокурора ЛНР Виталий Подобрыйсказал сотрудникам о подготовке «силового захвата» здания, и приказал «отстреливаться до последнего», «стрелять „до железяки“». Подобрый и начальник отдела безопасности Генпрокуратуры Олег Михайлов сказали, что «необходимо вооружиться и выступить на охрану здания», и выдали всем 77 мужчинам-сотрудникам автоматы Калашникова. Женщинам они запретили покидать здание.
«К утру мы поняли, что лица, которые окружили здание, не представляют опасности. Многие начали складывать оружие, заявляя, что не собираются стрелять в людей. Штурма как такового не было. Слава богу, наш отдел физической защиты принял грамотное решение сложить оружие. Они просто выпустили нас, зашли в здание и заняли оборону по периметру», — добавил Кац.
Ранее «Новая газета» сообщила, что в Генпрокуратуре ЛНР задержали более 20 человек, среди которых главный прокурор, военный прокурор и их заместители. Их доставили в здание Народного совета ЛНР, находящееся под контролем МВД.
Незадолго до этого Игорь Корнет предложил Плотницкому «отдать ему главного прокурора, военного прокурора и их замов», но получил отказ.
В среду, кроме того, стало известно, что бывший премьер ЛНР Геннадий Цыпкаловм умер от пыток, а не покончил с собой, как говорилось ранее. Об этом сообщило республиканское Министерство государственной безопасности. В заявлении отмечается, что об этом рассказал следователь Генпрокуратуры республики Алексей Олейник, явившийся в МГБ с повинной. По его словам, он участвовал в проведении судмедэкспертизы по указанию начальника управления Генпрокуратуры ЛНР Сергея Рахно.
Заметим: Рахно, как и Виталий Подобрый, были задержаны при «штурме» здания Генпрокуратуры. Все это как минимум означает, что к Игорю Плотницкому возникает очень много вопросов.
Тем временем событиями в Луганске воспользовалась Украина. Едва стало известно, что из Донецка в Луганск направилась колонна бронетехники и грузовики с силовиками, а административный центр ЛНР захвачен неизвестными вооруженными людьми, украинские военные перешли в наступление. В результате военнослужащие 54-й отдельной механизированной бригады ВСУ и бойцы батальона «Айдар» заняли село Гладосово, расположенное в так называемой серой зоне в Донбассе, разделяющей позиции силовиков и ополченцев. Об этом сообщили в оперативном командовании ДНР.
Что стоит за событиями в Луганске, какими будут их последствия?
— ЛНР родилась из антифашистского восстания, в огне гражданской войны, а военные действия в такой период возглавляют жесткие, порой жестокие люди, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Сначала в республике процветала партизанщина, потом ее подавили. В результате яркие полевые командоры — искренние борцы за русский мир — были ликвидированы, видимо, своими же. Из них лично мне больше всех жаль командира механизированной бригады «Призрак» Алексея Мозгового.
Вместе с тем, такой этап неизбежно проходят все армии, рождающиеся из партизанщины. А переход к полноценной армии был абсолютно необходим, поскольку Донбассу противостояла регулярная украинская армия, которая вдобавок управлялась военными советниками из США, Британии, Польши.
Здесь сразу скажу: участие Москвы в становлении Донбасса было минимальным. Прямое участие, видимо, имело место лишь в августе 2014 года. Дальнейшая же помощь РФ сводилась, на мой взгляд, к консультациям советников и, не исключено, к поставкам оружия.
Накануне третьей годовщины воссоединения Крыма с Россией
Теперь, когда ЛНР и ДНР выстроили полноценные армии, перед республиками встала задача перехода во власти от лидерства военных к лидерству политиков. У нас перед глазами имеются несколько примеров такого перехода: глава Крыма Сергей Аксенов, глава ДНР Александр Захарченко, Игорь Плотницкий.
Из этой тройки на «отлично» справился с задачей Аксенов — в кратчайшие сроки он прошел путь от площадного трибуна до динамичного лидера республики. Неплохо получается переход в новое качество у Захарченко. У Плотницкого — не получилось. И это нормальный, скажем так, процент выбраковки.
«СП»: — Насколько справедливы слова Корнета об украинских агентах, пробравшихся в окружение главы республики?
— Информации об их деятельности достаточно много. Всю неделю в соцсетях появлялся большой объем компромата на чиновников, депутатов. И надо сказать, что никто его не опроверг. При этом представители властных структур неоднократно заявляли, что к публикации материалов причастны как раз силы правопорядка, и, я так думаю, именно за это Корнета попробовали отстранить от должности. Якобы по решению суда. Якобы возбуждено уголовное дело. Какое — никому не сообщили.
«СП»: — В чем реальная подоплека кризиса в Луганске?
— Игорь Плотницкий был в республике не слишком популярен. Ему хотелось потому убрать с дороги людей, которые могли потенциально составить ему конкуренцию. Плюс, в ЛНР шла война за ресурсы — Плотницкий хотел сконцентрировать их в своих руках довольно простыми методами. Это были методы как раз из арсенала гражданской войны, включая убийства.
Здесь, к сожалению, кураторы из Москвы проморгали. Нельзя было позволять, чтобы ситуация зашла так далеко. Плотницкий, насколько я понимаю, устранил ряд конкурентов, включая Цыпкалова, а теперь захотел устранить еще и Корнета. Он снял его с должности, воспользовавшись в качестве предлога тем, что глава МВД якобы занял какой-то коттедж. Но Корнет не уступил, а стал обороняться.
В результате, против Плотницкого образовалась целая коалиция. Она включает в себя Корнета, поддерживающих его северных кураторов по линии МВД, плюс МГБ республики и соответствующих кураторов. Наконец, против Плотницкого де-факто Захарченко.
Эта коалиция сумела взять под контроль здание Генпрокуратуры в Луганске, и провести допросы ее сотрудников, которые рассказали об устранении Цыпкалова и, возможно, о других эпизодах борьбы за власть в ЛНР.
«СП»: — Это не первый случай политического беспорядка в ЛНР. Почему такое не происходит в ДНР?
— В луганском политикуме, в отличие от донецкого, не сложилось единого центра силы: Плотницкий не так авторитетен в массах, как Захарченко, Плотницкого, в отличие от его донецкого коллеги, постоянно «награждают» ехидными прозвищами. В ЛНР наблюдается менее централизованная вертикаль власти, чем в ДНР, а харизматические руководители на местах там часто могут иметь куда больше влияния, чем республиканское правительство. Например, в ДНР ни Гиви, ни Моторола не обладали существенным политическим влиянием даже летом 2014 года: до конца жизни они так и остались сугубо военными деятелями, хотя и были очень любимы в народе. А такие командиры ополчения ДНР, как, например, Стрелков и Безлер, пытавшиеся одновременно сконцентрировать в своих руках военную и политическую власть, очень скоро (и очень тихо) вышли в отставку.
Что же касается ЛНР, то там сложилась целая плеяда ярких и харизматичных полевых командиров, контролировавших целые территории: Алексей Мозговой — в Алчевске, Павел Дрёмов — в Стаханове, Николай Козицын — в Перевальске. Я назвал самых популярных, а ведь кроме них были весьма влиятельные командиры рангом пониже, как тот же Александр Беднов. Формирование централизованного государства в ЛНР не могло не вызвать конфликт интересов между республиканским руководством и этими командирами. В результате Козицына изгнали со скандалом, Мозговой, Дрёмов и Беднов погибли при обстоятельствах, вызывающих массу вопросов. Отметим, что все вышеназванные командиры базировались в тех районах ЛНР, где угольные пласты либо выходят на дневную поверхность, либо располагаются очень неглубоко — то есть там, где имеет место кустарная добыча угля в шахтах-копанках, являвшаяся в постсоветское время полукриминальным видом бизнеса.
«СП»: — Как теперь будет развиваться ситуация в ЛНР?
— Думаю, Игоря Плотницкого так просто не уберут. Он — всенародно избранный глава ЛНР, и при его смещении важно соблюсти определенные процедуры. Либо он какое-то время будет исполнять обязанности, лишившись реальной власти, либо будет досрочно переизбран.
Кроме того, Москве теперь нужно исправить ряд ошибок.
Прежде всего, в Донбассе нужно подавить криминальный стиль политической борьбы. Во-вторых, нужно, я считаю, прекратить глупость с разделением ДНР и ЛНР. Сегодня, напомню, между республиками имеется даже реальная таможня, и по моим данным, таможенники на ней берут реальные взятки. Республики должны быть объединены, пусть и не под названием «Новороссия».
Наконец, Россия должна — пусть в мягкой форме — начать процесс признания ДНР и ЛНР. Москве нужно подписать с республиками какие-то договоренности, чтобы ввести отношения в более официальное и цивилизованное русло.
Плотницкий прокомментировал появление вооруженных людей в центре Луганска
Заявление Министра внутренних дел ЛНР И А Корнет
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех интересующихся…