Почему российский Минкульт не замечает спецоперацию и «отмену» России
Ольга Любимова. Иллюстрация: theartnewspaper.ru
Министерство культуры России делает вид, что никакой специальной военной операции (СВО) нет и в помине. Мы ничего не знаем о его деятельности в ДНР и ЛНР. И не имеем представления о его отношении к откровенно антироссийским выходкам на культурном фронте как внутри страны, так и за её пределами. Иначе как провалом и невыполнением своих прямых обязанностей подобное не назвать, и это требует немедленных жёстких выводов и изменений в работе.
Специальная военная операция России на Донбассе и на Украине продолжается уже два с половиной месяца. И в таких условиях некоторые государственные ведомства РФ делают вид, будто ничего не происходит и жизнь идёт своим чередом. Особенно отличается в этом плане Министерство культуры. Ни от его руководителя Ольги Любимовой, ни от пресс-службы ведомства мы так и не слышали заявлений по сопутствующим СВО поводам. Хотя поводов сделать их накопилось изрядное количество.
Достаточно взглянуть на страницы Минкульта РФ в соцсетях. Что мы там увидим по поводу событий на Донбассе? Например, сообщение об участии коллективов из ДНР и ЛНР в программе «Большие гастроли» от Росконцерта. О представлениях для детей Донбасса от Большого театра и Ростовского цирка. Об акции Большого театра «Открытый занавес» в помощь семьям военных, погибших в ходе СВО. Дополняет картину одно интервью Любимовой и сообщение о многострадальном возвращении картин с выставок во Франции, Италии и Японии… Всё.
Так и хочется спросить: а почему – всё? Больше нечего сказать Министерству культуры по поводу событий последних двух с половиной месяцев как на Донбассе, так и в России и на Западе? Соответствующие информационные поводы приходят едва ли не ежедневно – и дело касается отнюдь не шоу-бизнеса, который прямо ведомству не подотчётен. Речь идёт о вещах, к которым Минкульт РФ имеет самое прямое и непосредственное отношение, которые ему прямо подведомственны. Но никак их почему-то не комментирует.
Начнём непосредственно с помощи ДНР и ЛНР. Например, помощи местным школам искусств, художественным и музыкальным школам, домам детского творчества, театральным студиям. Все эти учреждения относятся к сфере культуры. Что сделало ведомство по этой части? Подарило им музыкальные инструменты, мольберты, театральные костюмы? Помогло перевести одарённых учеников в Ростов или Воронеж? Или отправило российских педагогов в Макеевку или Луганск? Ни слова об этом не говорится. Значит, Минкульт РФ здесь вообще не работает?
Все мы знаем, что Донбасс – край шахтёров и металлургов. Но между тем Донетчина – родина великого русского композитора Сергея Прокофьева. Под Мариуполем родился художник Архип Куинджи, а в Луганске – автор первого словаря русского языка Владимир Даль. Есть ли там мемориальные музеи этих знаменитых людей, гордости русской культуры? А если нет – собираются ли их открыть? А как там дела с театрами и филармониями? Минкульт РФ нам ничего по этому поводу не сообщает. Выглядит это по меньшей мере странно.
А теперь перейдём к громким скандалам в области культуры, не стихающим более двух месяцев. В самой грубой форме высказались против России литовский режиссёр Римас Туминас и его латышский коллега Алвис Херманис. Запретили ли им работать в России? Судя по всему, нет. Первый сам ушёл из Театра Вахтангова по звонку из Вильнюса, спектакль второго «Горбачёв» в Театре наций отметили театральными премиями. А в Минкульте России словно воды в рот набрали и не нашли слов для оценки поведения этих прибалтийских «заробитчан-гастарбайтеров».
Посмотрим на наши театры. Так, Школой современной пьесы по-прежнему руководит Иосиф Райхельгауз – человек, поддержавший сожжение людей в Одесском доме профсоюзов в 2014 году. То, что он думает по поводу нынешних событий, тоже не оставляет никаких сомнений в его враждебном отношении к России. Его уволили? Нет. Как-то одёрнули за то, что он уволил актёра Марата Башарова, поддержавшего действия руководства России? Тоже нет. Минкульт самоустранился, словно ничего не происходит.
Среди других руководителей театров тоже нашлось много противников политики государства. Константин Райкин, Евгений Миронов, Константин Богомолов (нынешний муж Ксении Собчак) продолжают занимать свои должности, получать государственное финансирование. Есть большие вопросы и к Константину Хабенскому. И ладно Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Чулпан Хаматова или Артур Смольянинов, резко выступившие против СВО, – актёры прямо министерству не подчиняются. Но худруки-то? А Минкульт России опять никаких выводов не сделал.
А как там дела с кино обстоят? Американские кинокомпании сами ушли, но чем заместить их продукцию? Показа старых лент надолго не хватит – надо показывать что-то новое. Может, заключили уже договор на прокат фильмов из Китая и Индии, которые снимают в большом количестве? Привлекли переводчиков с китайского и хинди, дали работу мастерам дубляжа? Или увеличили госзаказ отечественным режиссёрам? Понятно, что работа эта – не на день и не на неделю. Но начать её хотя бы надо. Начали? Об этом ничего не известно.
Перейдём к музыке. Как ведомство откликнулось на увольнение в Европе дирижёра Валерия Гергиева? Что-то комментарии найти трудно. А история с оперной дивой Анной Нетребко, которая крутится, словно флюгер, пытаясь быть «и вашей и нашей»? Нет, не видели. А какую поддержку Минкульт окажет самому знаменитому в мире конкурсу молодых исполнителей имени Петра Чайковского, который вычеркнули из мировой «лиги» конкурсов? Опять ни слова, несмотря на то, что история кричащая и требующая государственного вмешательства.
Посмотрим теперь на дела музейно-художественные. И до 24 февраля 2022 года были случаи, когда наши выставки в Европе грозились арестовать. И вот теперь еле вызволили экспонаты, поехавшие на выставки во Францию, Италию и Японию. Причём вытаскивали их из «плена» МИД РФ и таможенники… Их кто туда отправил? Почему директора Пушкинского музея и Эрмитажа, системные либералы Марина Лошак и Михаил Пиотровский, даже выговор за вопиющую служебную халатность не получили? Минкульт посчитал, что ничего страшного?